VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические и практические проблемы, связанные с организацией финансового планирования на предприятии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006099
Тема: Теоретические и практические проблемы, связанные с организацией финансового планирования на предприятии
Содержание
Титульный лист





























































Москва, 2016



ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ	3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ	8

1.1. Организационно-экономическое содержание и роль внутрифирменного финансового планирования на предприятии	8

1.2. Управление процессом финансового планирования и бюджетирования на предприятии	14

1.3.  Порядок разработки финансового планирования предприятия на основе формирования системы бюджетов	18

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ  ПРАКТИКИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ   ООО «ФЛОТОКЕАНПРОДУКТ»	23

2.1. Краткая характеристика предприятия  ООО «Флотокеанпродукт»	23

2.2. Анализ финансового состояния  ООО «Флотокеанпродукт»	28

2.3. Общая модель разработки финансового плана на предприятиях оптовой торговли	37

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ  ООО «ФЛОТОКЕАНПРОДУКТ»	47

3.1. Совершенствование системы планирования продаж	47

3.2. Рекомендации по оптимизации планирования расходов	59

3.3. Методика рискоориентированного финансового планирования на предприятии ООО «Флотокеанпродукт»	68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ	79

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	84

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….....88


ВВЕДЕНИЕ



В современных условиях экономической среды, когда наблюдается значительный рост конкуренции и рисков, одной из наиболее важных задач становится повышение эффективности управления предприятием. Руководители должны располагать надежным инструментарием средств, позволяющим им планировать финансовые потоки, анализировать текущее финансовое состояние организации и принимать верные решения.

Одним из инструментов финансового планирования является система бюджетирования и использование методов управления, основанных на формировании различных видов бюджета. Особенно это актуально для предприятий, работающих в сфере оптовой и розничной торговли, которые обязаны гибко приспосабливаться к изменениям рыночной конъюнктуры.

Для многих ведущих средних и крупных предприятий в стране и за ее пределами бюджетирование является не только неотъемлемой частью системы организационно-экономического и финансового управления, но и важнейшим элементом повышения конкурентоспособности. В силу этих обстоятельств, организация эффективных процессов бюджетирования и планирования способствует успешной реализации стратегии компании, а также определяет как финансовое, так и экономическое положение предприятия на рынке.

Кроме того, необходимость совершенствования системы финансового планирования определяет нестабильность условий рынка, в которых действует хозяйствующий субъект. Рост рисков во многом обуславливает более качественное составление системы бюджетов и, как следствие, более точные прогнозные данные о финансовых результатах деятельности. Особенно актуальным представляется совершенствование методов управления финансами в компаниях, функционирующих в развивающихся нестабильных экономиках.

Наконец, применение лучшего отечественного и зарубежного опыта внутрифирменного планирования и стратегического управления способствует более четкому пониманию целей и перспектив развития компании. Впоследствии это приведет к более быстрому и эффективному достижению ключевых целей предприятия, так как все внимание работников будет сосредоточено на выполнении плана и решении поставленных перед ними задач. 

В связи с вышеизложенным, исследование подходов к построению систем финансового планирования на российских предприятиях, а также совершенствование процессов финансового планирования и бюджетирования на предприятиях оптовой торговли, является особенно актуальным.

Таким образом, целью выпускной квалификационной работы является  разработка практических рекомендаций по совершенствованию системы финансового планирования и бюджетирования на отечественных предприятиях оптовой торговли, в частности на примере компании  ООО «Флотокеанпродукт». 

Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих основных задач:

изучение особенности финансового планирования и определить его роль в общей системе менеджмента предприятия;

выявление методические основы и порядок формирования системы финансового планирования; 

определение основных направлений совершенствования финансового планирования на отечественных предприятиях;

выявление основные недостатки существующей системы в  ООО «Флотокеанпродукт»;

построение оптимизационной модели финансового планирования предприятия оптовой торговли;

систематизация методики формирования бюджета предприятия оптовой торговли и разработка системы бюджетов и формы их представления;

разработка рекомендации по совершенствованию основных элементов финансового планирования для исследуемой компании.

Объектом исследовательской работы является система финансового планирования на предприятии. Предметом исследования являются теоретические и практические проблемы, связанные с организацией финансового планирования на предприятии, а также пути их совершенствования в современных условиях. Основой данной работы  является использование системного, структурного, статистического методов, а также метода организационного проектирования и сравнительного анализа.  

Теоретической основой исследования особенностей современных подходов к пониманию проблем управления являются книги и статьи Акоффа Р., Брейли Р., Бригхема Е., Девенпорта Т., Купера Р., Ли С.,  Портера М.,  Мошера Ф.С., Скоуна Т., Сюарта Т., Тейлора Ф., Файоля А., Стивенсона Х. Работы этих ученых имеют широкую трактовку понятия внутрифирменного планирования, как целостной системы управления плановой деятельностью, обладающей четкой  связью со всеми участниками хозяйственной деятельности компании. Тематика  внутрифирменного планирования и принятия управленческих решений была рассмотрена такими авторитетными специалистами как М. Альберт, И. Ансофф,  Драккер П. Ф., Каплан Н.С., Кинг У., Клиланд Д., Ламбен Ж-Ж, Маккей X., Карлоф Б. Многочисленные исследования и полемика 20-го века стали источником быстрого развития сравнительно новой научной дисциплины, что позволило занять данной теме достойную нишу в качестве обширной отрасли научного знания, которая имею практическую значимость в успешном управлении предприятием. 

К современным отечественным ученым, исследующим проблематику финансового планирования относятся: Акулов  В.Б, Волкова О.Н., Гурков И.Б.,  кроме того вопросу разработки алгоритмов построения финансовых планов в различных отраслях экономики уделили особе внимание такие известные ученые, как Бочаров В.В., Леоньтев В.Е., Лихачева О.Н., Лунев В.Л., Фисенко А.И., Кулешова Е.А., Рубис А.В и другие.

Методологической основой исследования послужили принципы системного подхода к анализу процессов планирования финансов на предприятии, а также использование методологии бюджетирования и моделирования для совершенствования процедур финансового планирования на предприятиях оптовой торговли.

Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые документы, регулирующие составление и анализ финансовой отчетности, а также данные статистической отчетности оптовых торговых предприятий.

Научная новизна исследования заключается в:

- использование комплексного подхода к анализу процессов финансового планирования на предприятиях оптовой торговли;

- построение оптимизационной модели финансового планирования оптового торгового предприятия;

- разработке методики формирования бюджета предприятия оптовой торговли, а также принципов и подходов к построению системы бюджетирования торгового предприятия;

- построение алгоритма формирования сводного бюджета предприятия оптовой торговли.

Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что подходы к построению системы бюджетирования, процедуры формирования бюджета, методы оптимизации финансового плана, предложенные в работе, могут быть использованы на большинстве оптовых торговых предприятий в рамках подсистем финансового планирования.

Структура дипломной работы состоит из введения, основной части - трех глав с краткими выводами по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава посвящена определению финансового планирования и теоретическим основам системы бюджетирования на предприятии. Во второй главе анализируется текущее финансовое состояние предприятия, излагаются основные характеристики управленческой отчетности, формулируются выявленные недостатки нынешней системы бюджетирования. Далее в третьей главе совершенствование системы планирования реализуется практически на примере компании  ООО «Флотокеанпродукт».




ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ



Одним из наиболее значимых процессов, связанных с предпринимательской деятельностью, в частности с управлением на предприятии, а также его ключевой центральной функцией является планирование. В настоящее время, эффективное управление финансами предприятия практически невозможно без планирования всей системы финансовых, экономических, производственно-технологических и социальных объектов, потоков, процессов и отношений. Это требование может представляться особенно важным в современных условиях нестабильности рынков, на которых функционируют предприятия.  В данной главе представлены основные составляющие финансового планирования на предприятии.



1.1. Организационно-экономическое содержание и роль внутрифирменного финансового планирования на предприятии

В настоящее время крупное предприятие (компания, фирма, корпорация) –  это, как правило, сложная производственно – технологическая, финансовая, социально-экономическая система, чаще всего трех-, или четырехуровневая, имеющая в своем составе на высшем уровне головной офис, в среднем – одну или несколько групп отделений, или предприятий, объединенных по какому-либо признаку. Очевидно, что вся деятельность этих структурных подразделений и уровней управления направлена на достижение конечных результатов – рост прибыли предприятия и его капитализации, повышение курса акций,  конкурентоспособности и минимизация затрат.

Научно-методический анализ опыта ведущих зарубежных компаний (прежде всего, американских, японских и западноевропейских)  показал, что в их практике внутрифирменное финансовое планирование является общепринятым, обязательным и необходимым элементом организации управления бизнесом [14, с. 49].

Как известно, планирование – это сложный процесс формирования целей предприятия, которые предполагают определение путей их наиболее эффективного достижения. Одно из центральных мест в содержании функции планирования на предприятии занимает финансовое планирование, определяющее, по существу, все остальные направления этой деятельности на предприятии. Под финансовым планированием  понимается процесс формирования системы планов по различным составляющим финансовой деятельности, которые обеспечивают возможность реализации финансовой стратегии предприятия в предстоящих периодах в рамках выбранных предприятием целей стратегического управления и его миссии. Финансовое планирование затрагивает важнейшие стороны производственной, финансовой и хозяйственной деятельности компании, позволяет осуществлять необходимый контроль за эффективным распределением материальных средств, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивает возможность достижения устойчивого финансового состояния предприятия [22, с.194].

Цель внутрифирменного планирования заключается в обеспечении оптимальных путей для успешной хозяйственной деятельности предприятия, получении необходимых для этого материальных, трудовых, информационных и финансовых ресурсов, достижения конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а так же планирования доходов и расходов предприятия, движения денежных средств, обеспечивающих его эффективную работу[9, с.84].

Таким образом, исходя из  вышеописанных целей, внутрифирменное финансовое планирование – это взаимосвязанная, многоплановая и подчиняющаяся определенным закономерностям и принципам организационно-технологическая и финансово-экономическая работа, которая состоит из совокупности взаимосвязанных этапов, и нацеленная на достижение поставленных руководством финансовых целей. Она включает в себя, в частности: проведение анализа финансового состояния и выявление недостатков и проблем; прогнозирование возможных финансовых условий; конкретизация финансовых задач; выбор наилучшего варианта; формирование финансового плана; корректировка и уточнение финансового плана; осуществление финансового плана: анализ результатов и контроль выполнения плана, анализ новой ситуации. Кроме этого, обязательным связующим звеном планирования является постоянный мониторинг этой деятельности [7, с.154].

Финансовое планирование непосредственно опирается на  ряд других планов предприятия (маркетинговый, производственный и др.) и является ступенью в определении миссии и  общей стратегии предприятия. Финансовые планы невозможно реализовать, если маркетинговые цели недостижимы и условия достижимости целевых финансовых показателей невыгодны в долгосрочном периоде [11, с. 19]. Исходя из этого, общая идеология, или принципиальная схема финансового планирования на предприятии может быть представлена следующим образом (см. рис. 1.1.):



Миссия предприятия

Корректирующие меры

Реализация планов

Краткосрочное планирование

Выбор стратегии

Цели предприятия

Анализ внешней и внутренней среды

Выработка тактики

Долгосрочное планирование

Анализ и оценка результатов





















Рис. 1.1. Схема внутрифирменного финансового планирования на предприятии

Как отмечают отечественные ученые, финансовое планирование позволяет решить следующие задачи [11, с.225],[6, c.32], [21, с.23]:

сосредоточить внимание и нацелить работников предприятия на достижение целей и решение поставленных перед компанией задач;

эффективно обеспечить производственно-хозяйственную деятельность требуемыми средствами;

наметить пути эффективного инвестирования в капитал и оценки степени рациональности его использования;

увеличить прибыль путем снижения себестоимости, повышения качества продукции и повышения рентабельности производства;

сформировать надежные и стабильные партнерские финансовые отношения с бюджетом, банками и контрагентами;

учесть интересы акционеров, руководства и работников предприятия и других инвесторов;

наиболее эффективно обеспечить реальную сбалансированность плановых расходов и доходов предприятия через  систематизацию соответствующих планов и бюджетов;

обеспечить контроль за ликвидностью, финансовым состоянием и кредитоспособностью предприятия, а так же за движением его финансовых потоков;

создать условия для обеспечения сопоставимости разнородных по своей натуральной форме элементов производственного цикла предприятия в едином денежном выражении и возможности наглядного представления этой информации в удобной для принятия решений форме.

В соответствии с указанными задачами выделим важнейшие объекты внутрифирменного финансового планирования [28, с. 131]:

Выручка от сбыта товаров (услуг, работ);

Прибыль и ее распределение по сопутствующим направлениям;

Фонды специализированного назначения и их применение;

Сумма платежей в бюджеты и социальные фонды;

Количество заемных средств, в виде кредитов и займов;

Планируемая потребность в оборотных активах;

Масштаб капитальных вложений и источники их финансирования;

Производственный и технологический процессы, включая приобретение и использование основного и обеспечивающего оборудования, средств коммуникации, программных продуктов, информации и т.п.;

Расширение рынка сбыта товаров и услуг;

Создание новых видов услуг, работ и товаров;

Модернизация организационной структуры предприятия и управления им в условиях постоянных организационных инноваций;

Развитие и перестройка (при необходимости) механизма продвижения и сбыта продукции;

Реорганизация предприятия (процессы слияния, выделения, поглощения, ликвидации, создания новых структур и т.п.);

Кадровые вопросы и др.

Для составления финансовых планов компании, как правило, используют такие информационные источники, как [32, с. 149]:

Договоры и контракты, заключенные с потребителями производимой продукции и с поставщиками ресурсов;

Учетные данные;

Результаты финансового анализа и выполнения бюджетов за предшествующий период (месяц, квартал или год);

Прогнозные данные по сбыту продукции на основе заказов, прогнозов спроса на нее, уровня цен и других условий рыночной конъюнктуры, включая поставку за наличные денежные средства и порядке бартерного обмена. На основе показателей сбыта рассчитывают объем выпуска, затраты на производство продукции, прибыль, рентабельность и другие показатели;

Экономические нормативы, утверждаемые законодательными актами РФ (налоговые ставки, тарифы отчислений в государственные бюджетные фонды, порядок амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента, минимальная месячная оплата труда и проч.);

Прочую информацию из доступных (и малодоступных) источников, в т.ч. получаемую от органов исполнительной, судебной и исполнительной власти, научных и учебных учреждений, специалистов-консультантов, СМИ, результатов зарубежных и отечественных НИОКР и т.д.

Сформированные на основе этих информационных источников финансовые планы являются  ориентиром для финансирования текущего производства, финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных и инновационных программ и проектов.

Использование внутрифирменного финансового планирования может создать предприятию следующие преимущества [33, с. 98]:

Создает перспективу использования будущих позитивных условий и приобретения конкурентных преимуществ;

Позволяет прояснить возможные негативные условия и снизить возможные риски от неопределенности и возможных изменений внешней среды;

Стимулирует менеджеров и работников к воплощению своих решений и идей в дальнейшей работе;

Улучшает управляемость и координацию действий организации;

Создает условия для повышения уровня образовательной и специальной подготовки менеджеров;

Позволяет в полном объеме и в необходимые сроки обеспечить предприятия необходимой и достаточной информацией;

Обеспечивает более рациональное распределение ресурсов предприятия и их распределению по намеченным целям, задачам и исполнителям;

Улучшает и облегчает контроль на предприятии.

Резюмируя информацию данного параграфа, отметим, что внутрифирменное финансовое планирование – это сложный процесс создания системы финансовых планов и регламентных показателей по обеспечению развития компании и роста эффективности ее финансовой деятельности  в будущих периодах, является условием и одновременно средством функционирования предприятия в условиях современного рынка. Тем самым определяется его роль и место в системе функции и видов деятельности системы управления предприятия [35, с. 221]



1.2. Управление процессом финансового планирования и бюджетирования на предприятии

Как было показано в предыдущем разделе диссертационной работы, эффективная организация финансового планирования на предприятии представляет собой формирование целой системы планов, которая должна включать в себя следующие виды планирования: стратегическое планирование, бизнес-планирование, бюджетирование. Эти три вида планов должны быть четко увязаны между собой. Основываясь на долгосрочных стратегических целях и миссии предприятия, разрабатывается бизнес-план, который представляет собой инструмент достижения этих целей, и, далее, в процессе бюджетирования, создается система детальных планов с организацией системы координации и контроля их выполнения.

Управление процессом финансового планирования и бюджетирования представляет собой реализацию следующих функций: собственно планирования, организацию системы планирования и бюджетирования, коммуникацию или информирование, принятие решений, мониторинг, финансовый анализ.

Первая из функций управления процессом финансового планирования и бюджетирования, определившая их название — планирование. Хотя эту функцию системы можно реализовать на разных уровнях агрегирования информации, в любом случае она предназначена для координации различных операций (действий) по достижению целей предприятия. Благодаря реализации этой функции увязываются различные аспекты деятельности предприятия, согласуются объемы материальных, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения плана.

Реализация функции планирования в рамках системы бюджетирования позволяет также формировать в соответствии с информационными потребностями менеджеров любые количественные показатели достижения целей предприятия (целевые показатели деятельности), оценивать степень достижения целей планируемой программой, проводить предварительный анализ деятельности и будущего финансового положения предприятия.

Формирование множества целей предприятия - основополагающий момент реализации рассматриваемой функции, так как цели предприятия определяют смысл финансового планирования и бюджетирования. Поэтому одним из важнейших элементов реализации данной функции является составление предварительных отчетов (в частности, баланса и отчета о прибыли и убытках) с тем, чтобы убедиться в обеспечении планируемой производственной программой удовлетворительной структуры баланса и требуемого финансового результата. В фокусе внимания менеджеров находится еще одна важная цель — ликвидность и платежеспособность предприятия, которая обеспечивается управлением денежными потоками, согласованием выплат и поступлений наличности.

Следующей функцией управления процессом финансового планирования и бюджетирования на предприятии является организация финансового планирования и бюджетирования, которая подразумевает установление соответствующих административных процедур разработки и принятия бюджета, а также его анализа, которые должны обеспечить менеджерам помощь в его подготовке [68, 78]. Помимо этого данная функция подразумевает построение финансовой структуры предприятия — совокупности центров ответственности, распределенных между структурными подразделениями предприятия и выступающих в качестве объектов бюджетирования и управленческого учета.

Вопросы организации системы финансового планирования и бюджетирования на предприятии затрагивают также управленческую функцию, связанную с мотивацией деятельности структурных подразделений, возглавляющих их менеджеров и сотрудников. Этому способствуют: получение плановых показателей, представленных с требуемой степенью детализации в разрезе выделенных центров ответственности; четкое определение ответственности и вклада каждого в достижение целевых показателей, в зависимости от которых и будет оцениваться их деятельность. Кроме того, вовлечение сотрудников в процесс разработки бюджетов активизирует мотивы, не связанные с материальным вознаграждением, которые побуждают каждого сотрудника стремиться выполнить взятые на себя обязательства.

Одновременно реализуется функция информирования (коммуникации), поскольку при распределении ответственности за достижение целевых показателей до каждого из менеджеров с помощью бюджетов доводятся сведения о роли управляемого им подразделения в планируемой программе.

Другая важная функция управления процессом финансового планирования и бюджетирования на предприятии - просчет различных вариантов финансового плана и бюджета - тесно связана с принятием управленческих решений и выбором лучшей производственно-сбытовой программы деятельности предприятия. Она позволяет ясно представить взаимосвязь принимаемых решений и целевых показателей, оценить их совокупное влияние и вклад каждого решения в конечный результат, выявить решения, нарушающие гармонию деятельности предприятия.

Следующая функция — мониторинг исполнения финансовых планов и бюджетов и процессов производственно-хозяйственной деятельности — позволяет выявлять отклонения фактических результатов деятельности от запланированных, оценивать их влияния на целевые показатели (как правило, на финансовый результат). Механизм выявления причин и величин отклонений зависит от способа аккумулирования этой информации и формирования информационных отчетов.

Последняя функция управления процессом финансового планирования и бюджетирования - финансовый анализ или анализ исполнения бюджета. Выявленные отклонения важно изучить и соотнести с центрами ответственности. Анализ исполнения бюджета также может осуществляться на разных уровнях в зависимости от сроков и решаемых на каждом уровне разных задач, что определяет степень сложности реализации. От уровня его проведения зависят полнота, глубина и способ осуществления таких функций управления, как оценка деятельности предприятия в целом и вклада каждого центра ответственности, выявление факторов (причин), вызвавших отклонения, мотивация деятельности, оценка вклада каждого сотрудника в выполнение программы, регулирование деятельности. Две последние функции бюджетных систем позволяют принимать обоснованные корректирующие (регулирующие) решения. В зависимости от степени агрегирования информации и периодичности выполнения этих функций решения могут быть оперативными, тактическими или стратегическими. Отметим однако, что для осуществления оперативного управления в рамках бюджетных систем важна соответствующая организация учета фактических результатов деятельности. В частности, учет должен быть ориентирован на выявление непосредственно в момент совершения хозяйственной операции величины отклонения, обусловленной только одним из возможных факторов (причин) совокупного отклонения, который определяется данной операцией. Для этого разрабатывается соответствующая схема учета нормативных затрат и отклонений фактических затрат от нормативных затрат на счетах управленческого учета.

Если говорить о тактическом и стратегическом финансовом планировании, то здесь ключевую роль в управлении системой финансового планирования играют процедуры финансового анализа, которые более подробно рассмотрены в следующем разделе.



1.3.  Порядок разработки финансового планирования предприятия на основе формирования системы бюджетов

Финансовый план предприятия представляет собой свод различных бюджетов, состоящий из БДР (бюджета доходов и расходов), БДДС (бюджета движения денежных средств) и ПБ (прогнозного баланса). 

Внедрение в практику предприятий системы бюджетирования требует выполнения ряда обязательных условий, которые имеют схематическое отражение на рисунке 1.2.





Бюджетный процесс

Аналитический блок:

-методология составления, контроля и анализа сводного бюджета;

-методики по отдельным подбюджетам, квалифицированный персонал

Учетный блок:

-бухгалтерский учет;

-оперативный учет;

-сбор информации о состоянии рынка

Организационный блок:

-функции подразделений;

-регламент взаимодействия;

-система ответственности

Программно-технический блок:

-технические средства;

-программное обеспечение













Рис. 1.2. Инфраструктура системы бюджетирования на предприятии.

Во-первых, компании необходимо располагать определенной методологической и методической базой формирования, проведения контроля и анализа исполнения сводного бюджета, а также состав управленческих подразделений должен обладать необходимой квалификацией для применения этих методик; в совокупности – это аналитический блок бюджетирования [19, с. 254].

Во-вторых, для разработки, анализа, исполнения и контроля нужна количественная и качественная информация о деятельности компании, которая достаточна для описания финансовых и операционных процессов. Отсюда, необходимость в ведении управленческого учета, как основы учетного блока системы бюджетов [12, с. 42 ].

В-третьих, бюджетный процесс реализуется через соответствующую структуру и систему управления (организационный блок), которые включают [8, с. 79]:

число и функции департаментов топ-менеджмента;

совокупность департаментов, которые являются объектами бюджетирования, т.е. теми центрами ответственности, для которых назначен бюджетный план и которые ответственны за его исполнение;

А также, техническая составляющая бюджетирования – это применения различных программных обеспечений для автоматизации и упрощения внутреннего документооборота, сокращения количества ошибок.

Таким образом, под процессом бюджетирования можно понимать совокупность последовательных учетно-информационных, аналитических, организационных и контрольных мероприятий по производственной, инвестиционной и финансовой деятельности, направленных на достижение целей и задач предприятия, имеющих стратегическое и тактическое направление [22, с. 112], [26, с. 81], [29, с. 30].

Составление сводного бюджета компании включает два основных блока: систему операционных бюджетов и систему финансовых бюджетов, состав которых определяется методологией, выбранной в данном предприятии.

Операционный бюджет состоит из бюджета продаж, бюджета расходов на производство, состоящего из бюджета труда, материалов и накладных расходов, бюджета коммерческих расходов и бюджета запасов. На основании операционного бюджета разрабатывается финансовый бюджет, построенный на основании бюджета движения денежных средств, бюджета доходов и расходов, а также прогнозного баланса [45, с. 398]. 

Рассмотрим более подробно каждый блок операционного бюджета. 

Бюджет продаж включает информацию об объемах сбыта, ценах, определяется высшим руководством на основании маркетинговых исследований и оказывает воздействие на большую часть других бюджетов, которые построены на информации, определенной в нем. При построении важно учитывать коэффициент инфляции. Сложности, которые возникают при планировании продаж, обусловлены тем, что помимо производственной мощности предприятия, необходимо учесть деятельность конкурентов, сезонные колебания, общее положение национального и морового рынков и др.

Бюджет производства состоит из расходов на труд производственных рабочих, прямых и накладных расходов, составляя при этом бюджет себестоимости (в малых предприятиях, в частности, в компании, которая рассмотрена в практической части дипломной работы, бюджет себестоимости не распределен на бюджеты труда, материальных и накладных расходов).

Бюджет на рекламу отражает расходы на PR, сбыт, заработную плату отдела продаж, транспортные расходы и прочие затраты на реализацию продукции.

Бюджет запасов готовой продукции включает информацию о запасах по видам товаров (услуг), по компании в целом и по отдельным бизнесам в натуральных и стоимостных показателях.

Формирование состава операционных бюджетов – это сугубо внутреннее дело компании. Главная идея данных бюджетов – более качественная подготовка исходных данных для составления всех основных финансовых бюджетов, а также перевод показателей из натуральных единиц измерения на язык стоимостных показателей [34, c. 40].

Рассмотрим финансовые бюджеты, которые построены на основании операционных бюджетов и  впоследствии будут представлять собой финансовый план предприятия.

Бюджет доходов и расходов или план финансовых результатов (income statement) является соотношением всех доходов (выручки) от реализации в плановый период со всем перечнем расходов, относящиеся к данному периоду. Данный бюджет отражает результативность хозяйственной деятельности компании, позволяет установить нормативы по видам расходов и определить норматив прибыли [20, с. 225], [21, с. 201].

Бюджет движения денежных средств (cash flow statement) – это, по факту, план движения расчетного счета и наличных денежных активов, который отражает все прогнозные поступления и списания денежных средств  при осуществлении хозяйственной деятельности компании. Он показывает возможные поступления авансов и предоплаты, наличные денежных средств и задержки по поступлениям. Составление данного бюджета призвано обеспечить сбалансированность поступлений и использования средств компании [22, с. 199].

Бюджет инвестиций отражает планируемую инвестиционную деятельность предприятия, учитывает возможные вложения [6, с 171].

Прогнозный баланс или бюджет по балансовому листу (ББЛ) является управленческим аналогом бухгалтерского баланса и составляется на основе БДДС (в частности, запасов и расчетов), БДР (в части прибыли) и бухгалтерского баланса за предыдущий год (основные средства, уставной капитал). Данный баланс позволяет оценить возможное финансовое состояние предприятия на прогнозируемый период [9, с. 29], [13, с. 99].

В разработке системы бюджетов важно учесть специфику отрасли, в которой осуществляет свою деятельность  предприятие. В данном случае были рассмотрены наиболее классические блоки бюджетирования, тогда как существует большое число различных подбюджетов.

Эффективное и правильное построение процесса разработки бюджетов позволяет наиболее конкретно определить стратегические цели компании. В связи с этим, важно учесть, каким образом формируется бюджет [22, с. 143], [30, с. 288].

Порядок исполнения бюджета, а также  взаимодействия участников процесса бюджетирования имеет  вид [22, с. 148], [35, с. 471].

Наконец, итоговая схема, описывающая процесс  предоставления отчётности по исполнению бюджета и организации взаимодействия её участников, демонстрирует завершающий этап процесса бюджетирования [22, с. 156], [33, с. 309].

Подводя итоги главы, хотелось бы отметить, что сравнительно молодое направление в финансовом менеджменте заняло свою достойную нишу и было детально изучено как отечественными, так и зарубежными учеными., что позволило определить экономико-социальную сущность финансового планирования, обозначить классы, виды и факторы финансового планирования, наиболее значимые этапы построения плана предприятия, выделить основные концепции и методы бюджетирования, исследовать существующие подходы построения бюджетирования. Финансовое планирование является сложной системой, в которой все структуры взаимозависимы и имеют чрезвычайно высокую значимость в общей системе, поэтому отлаженная работа всех связующих отделов, руководителей департаментов, своевременная сверка плановых и фактических результатов, быстрый документооборот, позволит в более короткие сроки и с наименьшими потерями привести в исполнение разработанные бюджеты предприятия.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ  ПРАКТИКИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ   ООО «ФЛОТОКЕАНПРОДУКТ»



2.1. Краткая характеристика предприятия  ООО «Флотокеанпродукт»  

Компания «Флотокеанпродукт» специализируется на оптовой продаже рыбной продукции. Продажи осуществляются со склада в г. Москве, а также в филиалах в Московской области и г. Мурманск.

																География продаж компании распространяется на территорию Российской Федерации и стран СНГ. Основные клиенты ООО «Флотокеанпродукт» - крупные дистрибьюторские и оптовые региональные компании, торговые сети федерального и местного масштаба, а также покупатели, напрямую реализующие товары через свои сбытовые структуры. ООО «Флотокеанпродукт» строят свой бизнес, основывая.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%